Устройство стартера и генератора:
Увеличить
Описание
Генератор. На автомобиле мод. 2140 установлен генератор типа 29. 3701, а на автомобиле мод. 2138 Г108М. Генератор 29.3701 представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным малогабаритным интегральным регулятором напряжения Я112А. Генератор оборудован выпрямительным блоком БПВ4-60, состоящим из шести кремниевых диодов, соединенных в трехфазную мостовую схему выпрямления; Регулятор напряжения Я112А установлен на пластмассовом корпусе щеткодержателя 11 и закрыт металлическим кожухом. Статор 14 представляет собой пакет, сваренный из пластин электротехнической стали. В восемнадцати пазах статора 14 заложена трехфазная обмотка 13, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек. Обмотки фаз соединены между собой звездой. Два штампованных полюсных наконечника 2 напрессованы на вал ротора до упора во втулку 16. Между наконечниками 2 заложена обмотка 15 возбуждения. Концы обмотки 15 припаяны к контактным кольцам 7, изолированным от вала. Ротор вращается на двух шарикоподшипниках 9 и 18. В крышке 6 со стороны контактных колец размещен выпрямительный блок 5, к трем выводным болтам которого присоединены концы фазных обмоток статора. Генератор типа Г108М представляет собой электрическую машину постоянного тока параллельного возбуждения. К корпусу 32 прикреплены два полюса. Якорь 23 вращается на двух шарикоподшипниках 28 и 34 полузакрытого типа, установленных в передней 20 и задней 25 крышках. Подшипник 28 смазывается консистентной смазкой, закладываемой при сборке генератора. Подшипник 34 смазывается жидкой смазкой через масленку, запрессованную в крышку 20. На крышке 25 расположены два щеткодержателя. Положительная щетка установлена в изолированном щеткодержателе и присоединена к выводной клемме "Я". Отрицательная щетка установлена в неизолированном щеткодержателе и соединена с корпусом 32.
Стартер. На автомобиле мод. 2140 установлен стартер типа СТ117А, а на автомобиле мод. 2138 типа СТ4А. Оба стартера аналогичны по конструкции и принципу действия. Разница в технических характеристиках стартеров зависит от их магнито-электрических параметров, поэтому на рисунке показан только стартер СТ117А. Стартер СТ117А представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. На корпусе 40 стартера расположено электромагнитное тяговое реле типа РС-14. Стартер имеет четыре полюса 55, на которых закреплены катушки 57 возбуждения. Три катушки соединены между собой последовательно, а одна параллельно. Якорь 39 вращается в двух бронзографитных подшипниках 44 и 61. Крышки прикреплены к корпусу 40 двумя стяжными болтами. На крышке 43 установлены два изолированных щеткодержателя и два неизолированных. Изолированные щеткодержатели соединены между собой соединительной перемычкой. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных катушек 57 возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к болту 47 клеммы тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора в корпусе стартера имеются окна, закрытые защитной лентой 41 с водонепроницаемой прокладкой 42 для того, чтобы избежать попадания грязи в стартер. При включении стартера ток от аккумуляторной батареи поступает на катушки 50, имеющие втягивающую и удерживающую обмотки. Якорь 52 реле под действием электрического поля обеих обмоток втягивается и рычагом 56 вводит шестерню 35 в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. В конце хода якорь 52 замыкает контактным диском 49 главные контакты реле, включая стартер и одновременно замыкая дополнительный контакт 48, замыкающий накоротко дополнительное сопротивление катушки зажигания. При замыкании главных контактов происходит закорачивание втягивающей обмотки, и якорь 52 удерживается во втянутом состоянии только удерживающей обмоткой. После запуска двигателя и возвращения ключа в выключателе (замке) зажигания в положение 1 ток в цепи удерживающей обмотки реле прерывается и якорь под действием пружины 53 возвращается в исходное положение, выводя рычагом 56 шестерню 35 из зацепления с зубчатым венцом маховика. При этом контактный диск 49 размыкает главные и дополнительные контакты тягового реле. |
|
Обозначение 1- Крышка со стороны привода. 2- Полюсный наконечник ротора. 3- Стяжной винт. 4-Диод. 5-Выпрямительный блок. 6-Крышка со стороны контактных колец. 7-Контактные кольца. 8-Крышка подшипника. 9,18-Шарикоподшипники. 10-Щетки. 11-Щеткодержатель. 12-Регулятор напряжения. 13-Обмотка статора. 14-Статор. 15-Обмотка возбуждения. 16-Втулка. 17-Вентилятор. 19-Шкив. 20-Передняя крышка. 21-Вал. 22-Стяжной болт. 23-Якорь. 24-Коллектор. 25-Задняя крышка. 26-Колпачковая заглушка. 27-Гайка. 28, 34-Шарикоподшипники. 29-Защитная лента. 30-Катушка обмотки возбуждения. 31-Клемма "Ш". 32-Корпус генератора. 33-Шкив. 35-Шестерня привода. 36-Муфта свободного хода. 37-Буферная пружина. 38-Поводковая муфта. 39-Якорь стартера. 40-Корпус стартера. 41-Защитная лента. 42-Прокладка защитной ленты. 43-Крышка со стороны коллектора. 44-Задний подшипник. 45-Коллектор. 46-Щеткодержатель. 47-Болт клеммы тягового реле. 48-Дополнительный контакт. 49-Контактный диск. 50-Катушка реле. 51-Тяговое реле. 52-Якорь реле. 53-Возвратная пружина реле. 54-Шпилька якоря реле. 55-Полюс. 56-Рычаг включения привода стартера. 57-Катушка возбуждения. 58-Регулировочный винт. 59-Шлицевая втулка. 60-Крышка со стороны привода. 61-Передний подшипник.
|