Прямоточный выхлоп
Как это часто бывает у меня прогорел глушитель (вернее я его сжег
;). Труба из задней банки просто вывалилась. Но звук, этот звук не
передать словами - куда там ремусам и ультерам - такой сочный и низкий
бас им не доступен. Походив немного и подумав, решил построить свой
глушитель, тем более, что повод более чем подходящий.
Сперва планировалось сделать примерно так:
А потом было решено сделать так:
Во-первых, внешний вид меняется радикально. Во-вторых, есть
возможность в дальнейшем вообще отказаться от задней банки и оставить
только эту, потому что в ней тоже присутствует шумогасящая набивка.
В результате получилось вот такая система:
А теперь все по порядку. После того, как он прогорел, задняя
банка выглядела очень непривлекательно. Я удалил остатки гнилого железа
болгаркой. Из совершенно постороннего глушителя (точнее это был
резонатор от неизвестной иномарки взятый из мусора) вырезал крышку и
проделал в ней два отверстия примерно диаметром 55мм. В эти отверстия
были вварены куски трубок, а после вся крышка уже к самому глушителю.
При первоначальной схеме газ в стандартном глушителе делал два
поворота на 180 градусов. В переделанной он просто попадает в
вырезанную полость, где по двум трубам расходится в оконечные глушители.
Такую схему условно можно назвать прямоточной. Условно потому,
что полость банки является своеобразным ресивером. Он, благодаря своему
объему, успешно гасит колебания газов в выхлопной системе. Газ, попадая
туда, не выходит сразу, а сперва "растворяется" в объеме, где снижается
его скорость, а первоначальное прямолинейное движение становится
хаотичным. Благодаря этому шума от такого глушителя примерно столько же
сколько от стандартного, а при невысоких оборотах даже тише.
Но даже несмотря на наличие ресивера сопротивление такой системы гораздо ниже на высоких оборотах, чем у стандартной.
Эволюция глушителя Москвича
Попутно выяснилось, что родной резонатор тоже мог отправиться в
"глушительный" рай. Срочно требовался донор. И он оказался как нельзя
кстати. Этим донором стал пламягаситель от опять же неизвестной
иномарки. Выбор на него пал по двум причинам. Во-первых его объем был
почти в 2 раза больше чем родной. Это давало шанс сделать рев глушителя
не таким громким. Во-вторых в нем отсутствуют полости как в резонаторе.
Сейчас поясню. Резонатор спроектирован таким образом чтобы газ попадая
туда вызывал колебания в одной полости а в другой полости создавались
колебания с такой же амплитудой но противоположного направления. Таким
образом волны обеих полостей гасят друг друга и движение газа в
выхлопной системе становится более плавным. В этом есть свои плюсы -
внешняя скоростная характеристика ДВС становится боле плавной, крутящий
момент изменяется плавно в зависимости от оборотов. Но есть и минусы.
Вы наверняка слышали про настроенный выхлоп который позволяет получить
ощутимую прибавку мощности. Так вот. Если попытаться использовать такое
физическое явление как резонанс, то можно в определенных диапазонах
оборотов получить, так называемый резонансный наддув. Каждый переход в
глушителе, любое изменение диаметра трубы является, как бы зеркалом,
которое отражает волну газа. Отраженная волна достигает закрытого
клапана и вновь отразившись от него устремляется назад. Вот этот момент
нас интересует больше всего. Дело в том, что за фронтом волны с высоким
давлением следует фронт разрежения. Если в этот момент выпускной клапан
будет открыт - то отработанные газы быстрее покинут цилиндр и свежая
смесь быстрее сможет заполнить его. Причем количество остаточных газов
будет минимальным. То есть мы получим чуть больше топливного заряды в
цилиндре, чем в обычных условиях. Отсюда и резерв мощности.
А теперь вернемся на землю. С новым глушителем, если проследить
динамику разгона на передаче, то есть ощутимый подхват в определенных
зонах оборотов это 2000-2300об/мин и в диапазоне 4000-4500 об/мин.
Настройка как бы нормальная. При движении 60км/ч на 4 передаче обороты
двигателя примерно около 2000 - и для того чтоб быстро ускориться
теперь надо меньше давить на педаль нежели в стандартном варианте.
Отсюда кстати и снижение расхода топлива. Этот диапазон оказался самым
рабочим. Переключения передач при нормальном режиме езды находятся
примерно в этих диапазонах 2000-2500. А раз в этих диапазонах есть
скачок крутящего момента, то и снижение расхода топлива тоже будет
скачкообразным. Вы конечно понимаете, что такая "настройка" получилась
случайно. И все мои расчеты были сведены к расчету объема выхлопной
системы.
Вид снизу на новый глушитель
Следующим шагом стало изменение теплового баланса под капотом.
Причиной тому стала ощутимая нехватка холодного воздуха для питания
двигателя и отсутствие крыльчатки вентилятора. Основным источником
тепла под капотом является выпускной коллектор двигателя. Для
карбюраторных двигателей при зимней эксплуатации необходим подогретый
воздух для лучшего испарения крупных капель топлива. Для инжектора и
для газа теплый воздух, в общем-то, по барабану. Потому как у первых
испарение топлива получается лучше из-за меньших частиц топлива лучше,
а у газовых смесь вообще гомогенная и ей этот теплый воздух только
мешает.
Уже давно на многих спортивных в частности раллийных автомобилях
применяется теплоизоляция коллектора. Такая модернизация имеет два
основных плюса. Во-первых, снижается температура под капотом и
фактически убирается источник повышенной температуры. Во-вторых,
выходящий в коллектор газ соприкасаясь со стенками коллектора
охлаждается и становится более плотный, а это повышает сопротивление на
выпуске. Значит если изолировать стенки коллектора от внешнего
охлаждения - то можно получить энную прибавку мощности (при условии
прогретого коллектора).
Сказано - сделано. Вот что получилось:
Стеклоткань, коллектор, проволока... Автор неизвестен
Теперь, конечно же, результаты всех этих извращений.
1. Двигатель, несмотря на измененную конструкцию глушителя, ничего не потерял.
2. Звук выхлопа остался тихим, чуть басовитым при 2000 и 4000 об/мин, а на малых оборотах до 2500 даже тише родного глушителя.
3.
Мотор теперь на газу выкручивается более 6000 об/мин. Сколько конкретно
не скажу - тахометр только до 6000 размечен. Раньше предел был
5000-5500.
4. Как уже отмечалось выше, чувствуется ощутимый подхват в районе 2000-2200 и 4000-4500 об/мин.
5. Снизился расход на газу. Теперь 11 литров против 12,5. На бензине не проверял.
6. Совершенно задолбали другие водители которые вечно тянутся у меня в хвосте и подолгу пялятся на двутрубную попку Москвича ;)
7.
Прибавка мощности в лошадях трудно поддается подсчету. Но для сравнения
могу сказать что на газу и компрессией 10ка по цилиндрам едет он не
хуже чем аналогичный Москвич, но с компрессией 12 и на бензине. То есть
максимум 5-7 лошадей (кстати в этом немаловажная заслуга нулевого
фильтра).
8. На бензине проехал пару раз - для
настройки карба под новую систему выхлопа. Едет очень достойно. Конечно
в 5ти литровый БМВ он не превратился - но при желании может очень
серьезно побороться за место под светофором. Обязательно померяю разгон
до сотни - от него можно будет прикинуть оценочную мощность двигателя.
|